14 янв. 2014 г.

Социальная экология vs анархо-примитивизм

Одной из самых непоколебимых слабостей многих эко-анархистов является ретроспективная тенденция возвращаться к временам довольно фрагментированной реальности, к устаревшим, даже архаичным идеологиям для ощущения целостности и безопасности. Самозваные анархисты обращаются к мистическим, часто явно примитивистским идеям, перемешанных с различными идеями эко-теологии и поклонения богине-матери (времён неолитической эпохи).

Анархо-примитивизм - очень опасная идеология, которая своими суевериями сбивает с толку и уводит внимание от корня проблем. Проблема лежит не в технологиях (есть полезные и есть вредные), не в политике (реформы совершенно бессмысленны), не в людях (которых глубинные экологи считают паразитами на теле Земли), а в том, что люди неправильно используют свой разум. Проблема не в цивилизации, а в самом обществе. Нужно изменить отношения самих людей к другим людям, и вообще к природе. Нужно покончить со всеми видам дискриминаций и иерархий (культурные, традиционные, психологические и экономические системы подчинения и угнетения), среди которых прямой угрозой для окружающей среды является капитализм. Научный прогресс освободит всех рабочих от тяжёлого труда, и тогда легче будет победить капитализм, который угнетает всех (людей, животных) и истощает ресурсы Земли. С развитыми технологиями при бесклассовом обществе можно будет создавать более экологически безвредные источники энергии. Также исторический опыт показал, что примитивные племена были не такие уж заботливые об окружающей среде, и для охота скорее носила ритуальный характер. Если примитивисты отрицают язык и разум, то тогда каким образом люди будут жить в согласии с природой?

В Москве не так давно перевели на русский и издали книгу "Социальный анархизм или анархизм образа жизни" покойного Мюррея Букчина. Мюррей Букчин — современный американский теоретик анархизма, стоявший у истоков экологического движения. Кстати у него сегодня день рождения. Поэтому лучшим подарком для него будет распространение данной книги, которая очень важна для пост-советской либертарной среды, т.к. в ней сильны индивидуалистические и изоляционистские тенденции, которые способствуют отрыву активистов от народных масс и созданию своеобразного "интеллектуального гетто", где общественные активисты варятся в собственном соку вместо того, чтобы плодотворно взаимодействовать с народом, частью которого они являлись и за интересы которого боролись в свои лучшие годы.

Вот что Букчин пишет в этой книге: "...антитехнологичный принцип... олицетворяет довольное типичное для наших дней утверждение о том, что разработка новых инструментов автоматизированного производства так или иначе приводит к потере людьми их работы или же способствует их более интенсивной эксплуатации. Оба случая - неоспоримые факты, но они являются следствием не технологического прогресса самого по себе, а именно тех социальных отношений, которые возникают при капиталистической эксплуатации. Скажем прямо: сегодняшнее сокращение рабочих мест осуществляется не машинами, а ненасытной буржуазией, которая использует машины, чтобы заменить рабочую силу или эксплуатировать её более интенсивно. В действительности же машины, которые используют буржуазия, чтобы сократить зарплаты рабочим, в разумном обществе могли бы освободить людей от рутинного тяжёлого труда, чтобы они могли посвятить себя более развивающейся и творческой деятельности."

Книгу можно купить в московском книжном магазине "Циолковский" (за 100 рублей) или заказать, написав по е-мэйлу: avtonomkuzin@gmail.com

Комментариев нет:

Отправить комментарий