8 апр. 2014 г.

Мюррей Букчин "Социальная экология против глубинной экологии"

Представляю вашему вниманию свежий перевод статьи Мюррея Букчина "Социальнаяэкология против глубинной экологии: вызов экологическому движению". Эссе основано на речи Букчина на шестидневном национальном собрании американских зелёных в Амхерсте (штат Массачусетс) в июле 1987 года. В эссе Букчин несколько раз связывает глубинную экологию с нацизмом и эко-фашизмом. Глубинная экология справедливо названа им "идеологической отравой". Он преподносит глубинную экологию как реакционное движение. В качестве фундаментальной оппозиции глубинной экологии Букчин отводит особую роль людям. Согласно Букчину, социальные преобразования – главный метод достижения человеческих целей, формулируемых социальной экологией. Социальная экология как философия стремится сохранить природный мир (первой природы) с помощью реконструкции человеческого общества (второй природы). Потому что причина всех современных экологических проблем лежит в социально-политическом и экономическом устройстве общества. Эти социальные преобразования включают в себя неиерархическое общество, взаимопомощь, местную автономию, коммунализм и т.д. После публикации этой статьи многие глубинные экологи несправедливо назвали Букчина антропоцентристом. Но он таковым не является. Мюррей Букчин считает, что человечество и окружающая его природная среда так же неразрывно связаны друг с другом, как желудочки нашего сердца с его предсердиями, и что оба эти мира - как человеческий, так и окружающий его природный - заслуживают нравственного отношения. Антрпоцентризм, основанный на религиозной догме, что Земля быласотворена, чтобы человечество владело её, так же далёк от его воззрений, как и биоцентризм, обращающий человеческое общество просто в ещё один вид животных. Пожалуй, содержание этого эссе до сих пор, в эпоху развитого и глобального капитализма, остаётся актуальным.

1 комментарий: