22 июля 2010 года спецагенты Управления по борьбе с незаконным оборотом алкоголя, табака, огнестрельного оружия и взрывчатых веществ (ATF) и ФБР арестовали в Денвере Вальтера Бонда и обвинили его в поджоге завода в Глендейле, штат Колорадо, производящего различные товары из овчины. В соответствии с данными ATF, Бонд использовал псевдоним, «Одинокий волк АЛФ» и хвастался, что совершил поджоги на кожевенном заводе в Солт-Лейк-Сити и в ресторане в г. Сэнди, штат Юта.
Случай с Бондом служит напоминанием того, что активисты Фронта освобождения животных (ALF) по-прежнему очень активны - действительно, в Соединенных Штатах в 2010 году было несколько атак с применением взрывчатых веществ, и не только на предприятия, но и на дома исследователей животных. Были атаки и в других странах, например, в Мексике. Случай с Бондом предоставляет возможность изучить тенденции развития движения за права животных.
Структура ALF
Как и родственная организация ELF (Фронт освобождения Земли), ALF был создан по принципу “сопротивление без лидера”. Эта модель использует двухуровневый подход к революционной борьбе. Один ярус строго придерживается законов и занимается пропагандой. Многие из активистов первого уровня, такие, как бывший представитель ELF Крейг Роузбрау, являются общественными деятелями и находятся под пристальным вниманием органов правопорядка.
Второй уровень движения состоит из анонимных лиц (“Одинокие волки”) и небольших групп активистов, которые несут ответственность за проведение атак. Активисты пропаганды несут ответственность за обеспечение общего руководства, а также обнародование причин использования незаконных действий в средствах массовой информации. Второй ярус должен оставаться анонимным, чтобы не прослеживалась связь с легальными активистами.
Эта оперативная модель совершенно очевидно прослеживается в случае Бонда. Легальные активисты проводили кампанию в прессе, объясняющую мотивы Бонда. Позже, они разместили заметки, якобы от преступника:
«Поджог на заводе овчины в Денвере - это возмездие за всех невинных животных, которые умерли от рук человеческих угнетателей. Остерегайтесь зарабатывать на жизнь, убивая животных. Имейте в виду, что использование кожи является таким же злом, как использование меха. Я показал это моими недавними поджогами кожевенного завода в Солт-Лейк-Сити. Переходите на веганство! - Одинокий волк АЛФ».
После ареста Бонда, веб-сайты ALF разместили статьи, прославляющие Бонда и его деятельность. Они также призывали проводить больше «прямых действий». Представителем пресс-службы движения является доктор Джерри Власак, врач из Калифорнии, который вместе со своей женой, бывшей актрисой Пэмелин Фердин, являются, пожалуй, самыми заметными активистами борьбы за права животных в стране. Они также являются яркими примерами легальных активистов сопротивления без лидера.
Власак сказал, что он не уверен, несет ли Бонд ответственность за поджог, но если это так, то Бонд - герой и ALF поддерживает его. Власак заявил: «Есть много примеров, когда такие случаи приводят к конкретным результатам, в отличие от жалоб и писем в редакцию. Это фактически один из наиболее эффективных способов изменить положение вещей».
Заявление Власака говорит об идеологическом расколе, который существует в движении за права животных между теми, кто выступает за насилие для достижения своих целей, и теми, кто не признаёт насилия и предпочитает использовать правовые методы. Ясно, что Власак на стороне тех, кто выступает за насилие. Обсуждая нападения на дома биологов в Университете Калифорнии в г. Санта-Крус в августе 2008 года, Власак заметил: «Вызывает сожаление, что некоторые учёные готовы рисковать семьями, решив производить эксперименты на животных».
В соответствии с данными ATF, после ареста у Бонда нашли публикацию ALF под названием «Декларация войны. Убивать людей, чтобы спасти животных и окружающую среду». Эта книга, которая впервые была опубликована в 1991 году, утверждает, что ненасильственные методы Ганди и Иисуса не продуктивны (особенно в применении к животным) и объясняет, что насилие является оправданным для защиты животных, которые не могут защитить себя. Автор книги утверждает, что люди, которые стремятся освободить животных (которых автор называет «братьями» и «сестрами») от человеческого гнета и злоупотреблений будут «использовать любую тактику, необходимую для победы. Это означает, что они будут обманывать, воровать, лгать, грабить, угрожать, и причинить вред другим для достижения своих целей».
Проблемы Сопротивления “без лидера”
Идеологический раскол в движении, в конечном счете, и привел к аресту Бонда. В соответствии с заявлением ATF, тайный осведомитель сообщил, что Бонд – это лицо, ответственное за пожары на заводах. Узнав о деятельности Бонда, осведомитель был обеспокоен тем, что могут пострадать пожарные, и сообщил об этом в ATF.
По просьбе АТФ, осведомитель встретился с Бондом 22 июля в комнате отеля, оборудованной средствами аудио и видео наблюдения. В ходе встречи Бонд признал, что совершил поджоги заводов, а также ресторана, в котором подавали фуагра. Он признался, что использовал псевдоним “Одинокий волк” и заявил, что планирует будущие поджоги. Это позволило предъявить ему обвинение, хотя АТФ и ФБР, безусловно, будут прилагать все усилия, чтобы найти другие доказательства его причастности к преступлениям.
В общем, атаки активистов ELF/ALF очень трудно расследовать. Прежде всего, структура организаций намеренно туманна и у них не существует лидера, что означает, что не существует и централизованной структуры, на которую могли бы направить внимание сотрудники правоохранительных органов. Во-вторых, многие люди, связанные с ELF / ALF не живут на одном месте. Из-за бродячего образа жизни их очень трудно отслеживать. Они также используют псевдонимы и не носят документов, удостоверяющих личность. Даже если известно прозвище потенциального подозреваемого, его трудно идентифицировать.
ELF и ALF разработали подробную инструкцию по изготовлению зажигательных устройств и сокрытию вещественных доказательств на месте преступления. Активисты ALF уже давно облюбовали изолированные цели без развитой службы безопасности - то, что мы называем уязвимыми целями. Хотя они иногда нападают на офисы и лаборатории компаний, занимающихся опытами на животных, такие учреждения усилили службы безопасности, а активисты ALF направили усилия на дома руководителей и исследователей (например, случай в Санта-Крус).
Стремление к легким целям делает менее вероятной поимку активистов на месте преступления. В случае Бонда, возможно, были некоторые трудности, потому что у него татуировка на пол-лица и на шее набито слово “веган” крупными буквами, по бокам скрещенные гаечные ключи. Ключи являются символом “действий”, например - разрушение собственности. Любой достаточно наблюдательный человек, безусловно, обратит внимание на человека с таким лицом.
Учитывая все факторы в совокупности, очень трудно раскрыть поджоги или взрывы, совершенные ELF/ALF, кроме тех случаев, когда допущены ошибки или есть осведомитель. Большинство успешных судебных преследований состоялись в результате использования информаторов, и из-за этого мы стали свидетелями игры в кошки-мышки между активистами и правоохранительными органами. Активисты принуждают информаторов к совершению незаконной деятельности до принятия в группу, и ФБР даёт им на это разрешение. Хотя в случае Бонда информатором был простой знакомый.
Блоги и веб-сайты, посвященные правам животных, уже начали разбор дела Бонда и извлекают из него уроки. Многие считают, что информатором была женщина, и это справедливое предположение, основанное на том, что Бонд пытался произвести на него(или на нее) впечатление. По всей вероятности, из судебных документов скоро станет известна и личность информатора. В интернете немедленно появится его имя и фотография. ALF угрожает информаторам, и даже создал сайт, посвященный их выявлению. Отсидевший в тюрьме активист
Питер Янг однажды сказал: «Для ясности, давайте скажем правде в глаза: стукач – тот, кто отнимает жизнь. Когда это происходит в зале суда, мы называем это “сотрудничеством”. Я называю это насилием, и призываю сделать всё, чтобы он не дошёл до зала суда». Несмотря на эту риторику, однако, на сегодняшний день ни одному человеку, определённому ALF как информатор,
не был причинён вред.
Несмотря на шум, который случай Бонда вызвал на сайтах, связанных с освобождением животных, национальные средства массовой информации обратили больше внимания на татуировку лица, чем на ряд успешных поджогов. Тем не менее, даже при нехватке освещения в средствах массовой информации, обзор деятельности сообществ ALF и ELF показывает, что борцы за права животных остаются удивительно активными, и не только в Соединенных Штатах, но также в Мексике и других странах.